Согласно календарному плану на 2022/2023 учебный год проведено инструктивно - методическое совещание «Документация участника инновационной деятельности. Правила ведения дневника учителя - инноватора», организована работа консультационного пункта «Выбор собственной образовательной траектории», проведено пять заседаний методических объединений «Определение стиля педагогической деятельности».
Реализация инновационного проекта проходила поэтапно:
I этап – САМОПОЗНАНИЕ
С целью выявления собственных потенциальных возможностей, действительных потребностей, жизненных смыслов в аспекте профессиональной деятельности была проведена комплексная диагностика, которая состояла из трех основных блоков: деятельностно - технологического, психолого - регулятивного, ценностно – смыслового. В исследовании приняло участие 40 педагогов. Комплексная диагностика проводилась посредством организации цикла психологических встреч «Познай себя».
С целью развития положительной мотивации к выполнению своей профессиональной деятельности педагогом-психологом проведён цикл мотивационных тренингов «Мотивирую себя на успех!». Для создания ситуации успеха на уроке проведены деловые игры «От компетентного учителя - к современному уроку», «Педагогические приёмы создания ситуации успеха».
С целью оптимизации самооценки педагогов педагогом-психологом проведён практикум «Профессиональная самооценка и пути её повышения», тренинговое занятие «Открой в себе себя», консультация «Реалистичность Я - образа и самооценки как ресурс личностного развития педагога».
С целью повышения уровня удовлетворённости педагога карьерой, проведены индивидуальные консультации «Осознанная саморегуляция педагога как фактор становления профессионала», «Мотивация как фактор успешности профессиональной деятельности педагога», «Ценностно-смысловые компоненты удовлетворённости педагогической деятельности». Проведено дополнительное анкетирование учителя, направленное на выявление причин неудовлетворённости. Основная причина – недостаток времени. Как показала консультация это связано с неумением его распределять. Исходя из полученных результатов проведен цикл встреч «О тайм-менеджменте и не только».
II этап – САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
Данный этап направлен на более полное выявление и развитие своих личностных возможностей исходя из результатов первого этапа.
После полного комплекса диагностик педагог-психолог ознакомила педагогов с их результатами, обобщив и систематизировав их в виде личностных портретов – характеристик.
III этап – САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
Целью данного этапа является самопонимание, самотождественность с одним из самореализационных профессиональных портретов.
На данном этапе педагогом-психологом сопоставлялись результаты диагностик педагогов, их личностно-профессиональные компетенции с одним из 11 условных самореализационных портретов (типов):
1) «Наставники»;
2) «Начальники»;
3) «Предметники»;
4) «Воспитатели»;
5) «Психологи»;
6) «Методисты»;
7) «Инноваторы»;
8) «Исследователи»;
9) «Конформисты»;
10) «Неорганизованные»;
11) «Неудовлетворенные».
Тип самореализации педагогов был проанализирован по каждому из четырех уровней профессиональной самореализации (адаптивный, репродуктивный, продуктивный, рефлексивный) и подготовлен общий свод-анализ.
IV этап – САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ
Цель этапа: создание желаемого образа, к которому стремится педагог и разработка плана его достижения.
Данный этап по реализации инновационного проекта был проработан на семинаре «Проектно-исследовательская деятельность: формы и пути осуществления», одним из блоков которого было теоретическое осмысление педагогами понятия «самопроектирование» и практическая разработка перспективных направлений дальнейшего развития.
Практический этап семинара проходил в групповой форме в соответствии с выявленными самореализационными портретами.
Педагоги путем обсуждения в группах подбирали мероприятия, соответствующие своему самореализационному портрету. Далее каждая группа озвучила получившийся результат.
В процессе взаимодействия педагоги имели возможность на практике разработать групповой план профессионального развития.
V этап - САМОРАЗВИТИЕ
Цель этапа: овладение ценными личностными характеристиками и профессиональными компетенциями, соответствующими своему «идеальному Я-педагогу».
Данный этап направлен на разработку и реализацию педагогами индивидуального плана опережающего профессионального развития в соответствии с основными элементами деятельности: цель, задачи – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целью – самооценка.
Общий анализ индивидуальных планов опережающего профессионального развития показал, что педагоги гимназии чаще всего в используют такие формы работы, как образовательные программы повышения квалификации, семинары, конференции, мастер-классы, практикумы. Реализация планов проходит через участие в мероприятиях, конкурсах, посещение и взаимопосещение уроков, изучение, написание, презентацию собственного опыта, проведение мастер-классов, открытых уроков.
40 педагогов (100%) в течение учебного года реализовывали планы самообразования по индивидуальным направлениям, приняли участие в диагностиках, обучающих семинарах, педагогических советах, которые проходили в гимназии. С целью повышения профессиональных компетенций 11 педагогов (28%) прошли обучение на курсах повышения квалификации. 16 педагогов (40%) были задействованы в реализации экспериментального проекта «Апробация экспериментальных интегрированных учебных планов и программ при организации допрофильной подготовки и профильного обучения». 1 педагог (3%) принял участие в областном этапе республиканского конкурса профессионального мастерства, 2 педагога (5%) обобщили опыт работы и приняли результативное участие в областном этапе республиканской выставки научно-методических материалов и педагогического опыта “Будущее начинается сегодня”, 4 (10%) педагога имели возможность представить свой опыт на районных Педагогических чтениях. 9 педагогов (23%) опубликовали свои методические наработки в республиканских научно-методических изданиях. 1 педагог (10%) провел 13 лекций и мастер-классов областного уровня.
VI этап – САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Педагоги делились имеющимся опытом на следующих мероприятиях:
- IV международной научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы»;
- Очном этапе презентационного проекта «Марафон успешных практик специалистов в сфере организации работы с молодежью»;
- Международной научно-практической конференции «Личность. Образование. Общество»;
- Международной научно-практической конференции «Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: формирование у воспитанников личностных качеств гражданина и патриота, социально значимого и ответственного поведения на благо своей страны»;
- Республиканском онлайн-семинаре «Выводы и рекомендации по результатам мониторинга устойчивого менеджмента мероприятий проектов»;
- Республиканском методическом форуме «Обучаем, продвигаем, действуем» в БГПУ им. М. Танка;
- III международной научно-практической конференции «Организация, технологии и методология непрерывного ориентированного образования в области математики и естественных наук на современном этапе» в МОИРО.
- Международной научно-практической конференции «Образование в интересах будущего» в БГПУ им. М. Танка.
Мы в соцсетях: