РУ БЕ EN

Инновационный проект "Внедрение модели экологического менеджмента в образовательный процесс учреждения общего среднего образования" (2013-2016 гг.)

Результаты работы  по реализации инновационного проекта "Внедрение модели экологического менеджмента в образовательный процесс учреждения общего среднего образования" (2013-2016 гг.)

 Аннотация:

Актуальность инновационного проекта обусловлена основными положениями Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства», его реализация направлена на системное решение поставленных в данных документах задач, что позволит преодолеть  следующие противоречия между:

- признанием глобальных проблем современности и отсутствием постоянных практических шагов по их разрешению на местном уровне силами представителей школьного и регионального сообщества;

- существующей тенденцией «наполнения» ученика знаниями (что характерно для реализации информационно-просветительского подхода в организации образовательного процесса) и требованиями к обретению им способности самостоятельно решать социально и личностно значимые задачи с учетом возможных последствий характера и результатов своей деятельности (что характерно для человека, обладающего экологически и нравственно обоснованным поведением);

- необходимостью обеспечения реализации биосферосовместимых принципов деятельности человека по сохранению жизни и недостаточным уровнем экологической грамотности населения в целом и выпускников учреждений общего среднего образования в частности;

- между потребностями личности, общества адаптироваться к трудно прогнозируемому будущему и отсутствием образовательной системы, позволяющей подготовить школьников для жизни в быстро меняющихся социоприродных условиях.

Внедряемая модель экологического менеджмента является содержанием Международных стандартов ИСО 14 000. Новизна инновационного проекта заключается в необходимости их адаптирования  под задачи и условия деятельности учреждений образования.Абсолютно новым является внедрение СЭМ непосредственно в образовательный процесс. Внедрение данной системы имеет добровольный характер. Однако переход учреждения на систему экологического менеджмента имеет ряд бесспорных преимуществ. Среди них:

- минимизация негативного воздействия учреждения образования на окружающую среду;

- системность в работе по   экологическому просвещению и энергосбережению, что особенно актуально в Год бережливости;

- комплекс природоохранных мероприятий;

- интеграция экономических и экологических интересов посредством сотрудничества с соответствующими организациями и ведомствами;

- позитивный имидж учреждения образования, что немаловажно для реализации различных экологических проектов, в том числе международных.

Предложенные материалы являются результатом реализации инновационного проекта "Внедрение модели экологического менеджмента в образовательный процесс учреждения общего среднего образования"  под руководством научного консультанта Савеловой С.Б., доцента кафедры управления в сфере образования Академии последипломного образования и отражают системную работу педагогического коллектива по внедрению системы экологического менеджмента в образовательный процесс.

По аналогии данную модель можно внедрить в других учреждениях общего среднего образования с учетом особенностей региона и учреждения образования.

Представленные материалы адресованы руководителям учреждений образования, заместителям директора, педагогам.

Тематические семинары, круглые столы, консультации.

Районный уровень

  1. Районный семинар – презентация энергоэффективного кабинета ГУО «Гимназия г. Щучина», 10.09.2014 г.
  2. Семинар – акция «Учитель Года – образованию Щучинского района» (с приглашением членов республиканского клуба «Хрустальный журавль») для педагогов Щучинского района, февраль 2013 г.
  3. Семинар авторской группы «Референт» «Креативность ребенка: пути и способы формирования» (с участием руководителя авторской группы Алексеева Н.Д.), 24.11.2014 г.
  4. Семинар «Креативность ребенка: пути и способы формирования» ( для 140 педагогов района) с участием руководителя авторской группы «Референт» Алексеева Н.Д. «Личность учащегося как объект и субъект педагогического воздействия», 8.12.2014 г.
  5. Консультации: «Факультативные курсы, развивающие творческие способности учащихся», «Возможности развития креативности учащихся через участие в конкурсе «Одиссея разума», 24.11.2014 г., 8.12.2014 г.
  6. Более 200 учащихся школ Щучинского района прошли тестирование по определению творческих способностей по методикам, предложенным творческой группой «Референт».
  7. Семинар "Экологический менеджмент как метод организации деятельности учреждений образования в соответствии с идеями устойчивого развития". В семинаре приняли участие представители инновационных команд учреждений образования - участников инновационного проекта "Внедрение модели экологического менеджмента в образовательный процесс учреждения общего среднего образования" с участием научного руководителя, магистра педагогических наук, доцента кафедры управления в сфере образования ГУО "Академия последипломного образования"  Савеловой Софьей Борисовной.20.01.2015 г.
  8. Семинар - практикум «Структура и правила оформления исследовательского проекта» (для руководителей исследовательских проектов экологической направленности), 01.2015 г.
  9. Круглый стол «Школьная Местная повестка-21: идеи, принципы, социальная активность» для представителей местного сообщества, 20.03. 2013 г.
  10. Круглый стол «Энергоэффективность: решаем проблемы вместе» для представителей местного сообщества, 17.09.2014 г.

 

Областной уровень

  1. Областной семинар для специалистов управлений (отделов) образования райисполкомов, методистов Р(Г)УМК, курирующих воспитательную работу «Инновационные подходы к созданию и развитию открытого образовательного пространства», 24.03.2014 г.
  2. Романовская Е.П., Сердюк Т.М. как представители Гродненского областного ресурсного центра комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития и школьных местных повесток - 21 приняли участие в работе II областного Фестиваля "Инновационная школа: информационный и аналитический портрет". Организатор Фестиваля - ГУО "Гродненский областной институт развития образования". Педагоги презентовали опыт работы гимназии г. Щучина как Ресурсного центра комплексной поддержки ОУР и ШМП-21 по теме "Инновационные подходы к решению проблем энергосбережения в современной школе",3.11.2014 г.
  3. Областной семинар специалистов отделов образования, спорта и туризма райисполкомов, методистов РУМК, курирующих воспитательную работу, "Инновационные подходы к созданию и развитию открытого образовательного пространства для устойчивого развития региона", 23.04. 2014 г.
  4. Областной семинар руководителей музеев учреждений образования "Музеи учреждений образования в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникаций», 20 марта 2015 г.

 

Республиканский уровень:

  1. Горохова Т.И. предъявляла  материалы, освещающие ход инновационной деятельности, на выставке-презентации в рамках работы республиканского семинара-практикума "Педагогическое образование для устойчивого развития", 28.10.2014г.
  2. НПК «Экологический менеджмент как инструмент формирования экологического сознания участников образовательного процесса» 30.10.2014
  3. Республиканский фестиваль педагогических идей "ПРИЗВАНИЕ -ПЕДАГОГ", г. Гродно, 22-24.04. 2015 г.
  4. Республиканский фестиваль педагогических идей "ПРИЗВАНИЕ -ПЕДАГОГ", г. Гродно 16-18.05. 2016 г.
  5. Семинар «Экологические занятия и игры активного действия для детей школьного возраста» в ДРОЦ «Надежда», организатор РСЭОО «Живое партнёрство», февраль 2015 г.
  6. НПК «Формирование готовности будущего учителя математики к работе с одаренными учащимися», г. Брест ( заочно) – предъявлен обобщенный опыт работы учителей математики Власовой Т.В. и Кахнович Г.Э.
  7. НПК «Шчучынскія чытанні- 2015», г. Щучин, 5.09.2015 г.
  8. Круглый стол «Образование и экономическая устойчивость региона», г. Гродно 24.02.2015 г.
  9. Республиканский семинар «Современные методы и технологии обучения», ГУО «Академия последипломного образования», 1-2.12.2015 г.
  10. Форум инициатив «Актуальные тенденции и перспективы развития образования взрослых и культурно-исторического аспекта в сельской местности и малых населенных пунктах», МОЦ им. Й. Рау, 3.12.2015 г.
  11. Республиканский семинар «Образовательные практики скандинавских школ в области повышения энергоэффективности», 11-12.12.2015 г.
  12. Республиканский форум общественных экологов, июль 2014 г.

Международный уровень:

  1. III съезд учителей и работников образования государств-участников СНГ«Взаимодействие национальных образовательных систем стран СНГ как фактор повышения качества образования» (30.09.- 3.10.2014 г., г. Минск, Пасюта Е.В. )
  2. НПК « Проблемы сохранения биологического разнообразия и использования биологических ресурсов», 7-9.02.2015 г., Лисовская Е.Е.)
  3. Международный конгресс по немецкому языку, г. Минск., институт им. Гёте (март 2016 г., Горохова Т.И.).

Перечень мастер-классов и выступлений педагогов

ГУО «Гимназия г. Щучина»

Мастер- классы:

  • Районный уровень
  1. Лисовская Е.Е., Трахимчик Е.В., Швед Н.Г. Мастер-класс “Интенсификация учебного занятия средствами интерактивной доски” (для для представителей школьных сообществ Щучинского района, 27.08.2013 г.)
  2. Гайда Ж.Г., Пасюта Е.В. Мастер- класс “Интерактивные методы обучения” ( для представителей школьных сообществ Щучинского района, 27.08.2013 г.)
  3. Пасюта Е.В. Мастер- класс “Моделирование современного урока” (для молодых педагогов школ Щучинского района, 21.11.2014 г.)
  4. Сехович Е.Н. “Вторая жизнь ненужных вещей” ( для представителей школьных сообществ Щучинского района, 6,15.09.2013 г.)
  5. Мисевич М.М. “Вторая жизнь ненужных вещей” (для представителей школьных сообществ Щучинского района, 23.09.2013 г.)
  • Областной уровень
  1. Пасюта Е.В. Мастер- класс “Моделирование современного урока” (для администрации и педагогов школ Гродненской области, 8.01, 2014г.)
  2. Гайда Ж.Г. Мастер –класс “Активные методы обучения на уроках истории”  (для слушателей курсов повышения квалификации ГрОИРО, 2, 22. 01. 2014 г.)
  3. Гайда Ж.Г. “Интерактивные формы работы как средство формирование ОУУН на уроках истории и обществоведения” , (для слушателей курсов повышения квалификации ГрОИРО, 4.10.2014 г.)

Республиканский уровень:

  1. Пасюта Е.Е. «Формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания» (III съезда учителей и работников образования государств- участников СНГ, 2.10.2014 г.)
  2. Пасюта Е.Е. “Лінгвакультуралагічны падыход у выкладанні беларускай мовы і літаратуры”, ГУО “Академия последипломного образования”, январь 2015 г.; ГУО «Гродненский областной институт развития образования», май 2016 г.)
  3. Пасюта Е.Е. “Моделирование современного урока” (ГУО «Гродненский областной институт развития образования», май 2016 г., апрель, 2015)
  4. Пасюта Е.Е. “Метад праектаў як сродак фарміравання камунікатыўных уменняў і навыкаў” (ГрГУ им.Я.Купалы, май 2014 г.)
  5. Пасюта Е.Е. “Сучасныя падыходы да арганізацыі кантрольна-ацэначнай дзейнасці на ўроку” (ГУО “Академия последипломного образования”, январь 2015 г.)
  6. Пасюта Е.Е. “Фарміраванне інфармацыйна-камунікатыўных уменняў на ўроках беларускай літаратуры” (ГУО “Академия последипломного образования”, апрель 2014 г.)
  7. Пасюта Е.В., Лисовская Е.Е., Романовская Е.П. "Проектная деятельность в учреждении образования" ( ГУО «Гродненский областной институт развития образования», апрель 2015 г.)
  8. Сехович Е.Н. "Валяние из шерсти" ( ГУО «Гродненский областной институт развития образования», апрель 2015 г.) 
  9. Пасюта Е.В. "Портфель молодого учителя" ( ГУО «Гродненский областной институт развития образования», апрель 2015 г.)

      Выступления представителей ресурсного центра на районных, областных семинарах, фестивалях:

  • Лисовская Е.Е. «Инновационное учреждение образования как ресурс эффективного социального взаимодействия» (областной семинар на базе ГУО «Гродненский областной институт развития образования» 20.11.2013 г.)
  • Доста Л.И., Кирилло Е.Г. «Реализация комплексно - целевой программы «Образование без границ» через деятельность клуба любителей иностранного языка «X-stream» (курсы повышения квалификации учителей иностранного языка на базе ГУО «Гродненский областной институт развития образования», 04.2014 г.)
  • Романовская Е.П. , Сердюк Т.М. «Инновационные подходы к решению проблемы энергосбережения в современной школе» ( областной фестиваль «Инновационная школа: информационно - аналитический портрет», 11.2014 г.)
  • Кирилло Е.Е. «Система работы методического объединения учителей иностранного языка ГУО «Гимназия г. Щучина»: возможности внеклассной работы и интернет - технологий в создании языковой среды» (курсы повышения квалификации учителей иностранного языка на базе ГУО «Гродненский областной институт развития образования», 04.2014 г.)
  • Гайда Ж.Г. «Интерактивные методы обучения истории и обществоведению» (курсы повышения квалификации учителей истории и обществоведения на базе ГУО «Гродненский областной институт развития образования», ежегодно на протяжении последних 3-х лет.)
  • Лисовская Е.Е. «С.Б. Юндзилл в памяти щучинцев» (НПК « Проблемы сохранения биологического разнообразия и использования биологических ресурсов», 7-9.02.2015 г.)
  • Гудень О.А., Лисовский В.Б. «Формирование здорового образа жизни у учащихся ГУО «Гимназия г. Щучина» (Круглый стол «Образование и экономическая устойчивость региона», г. Гродно 24.02.2015 г.)
  • Пасюта Е.В., Стельмахович О.В., Лисовская Е.Е., Адащик М.П., Гудень О.А. «Информационное пространство гимназии: традиции и инновации» (областной семинар по информатизации, г. Щучин, ГУО «Гимназия г. Щучина», 18.11.2015 г.)
  • Гайда Ж.Г. «Нетрадиционные формы проведения уроков истории» ( республиканский семинар «Современные методы и технологии обучения», ГУО «Академия последипломного образования», 1-2.12.2015 г.)
  • Горохова Т.И., Романовская Е.П. «Итоги проекта «Вместе строим город-сад» (Форум инициатив «Актуальные тенденции и перспективы развития образования взрослых и культурно-исторического аспекта в сельской местности и малых населенных пунктах», МОЦ им. Й. Рау, 3.12.2015 г.)

Сформированная экологодружественная среда учреждения образования, тематически выдержанный процесс обучения, обеспечение продуктивной учебной деятельности обучающихся на уроке на основе деятельностного, компетентностного подходов, проектной методики, использования активных форм и методов обучения, соблюдение принципов здоровьесбережения способствуют поэтапному восхождению членов гимназического сообщества по «лестнице» экологической культуры, «ступеньками» которой являются знания и представления  в области экологии,  становление ценностей, убеждений и, наконец, форм и способов практического поведения экологически ответственного человека эпохи устойчивого развития. Инновационная деятельность ГУО “Гимназия г. Щучина” положительно сказывается на формировании особой образовательной среды, имиджа учреждения образования,  рейтинге  учреждения образования в регионе.

Тема инновационной деятельности «Внедрение модели экологического менеджмента в образовательный процесс учреждения общего среднего образования» актуальна в целом для развития системы образования Республики Беларусь в связи с поисками путей оптимизации образовательного процесса при сохранении его высокого качества, комплексного решения задач образования и воспитания учащихся, формирования самосохранительного поведения экологически ответственного человека. Члены творческой группы посредством деятельности областного ресурсного центра комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития и школьных Местных повесток -21готовы делиться накопленным опытом через  систему тематических семинаров, круглых столов, мастер-классов, консультаций, совместную проектную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Интернет-ресурсы: